вторник, 2 ноября 2010 г.

Литература вне кризиса

Даже в экономически нестабильные времена интерес к книгам не пропадает: три четверти американцев и канадцев в период кризиса не могут устоять перед покупкой книги. K такому выводу привели исследования компании Harlequin Enterprises Limited одного из лидеров продаж женских романов.

Жители США и Канады стремятся сокращать расходы на развлечения, но есть вещи, в которых они не могут себе отказать (поход по магазинам, ужин в ресторане, поездка в отпуск). Среди них, как сообщает Reuters, покупка книг стоит на первом месте. Тяжелые экономические времена, из-за которых люди вынуждены экономить, заставляют выбирать недорогие развлечения, а книги доступны большинству.

Что касается русскоязычных читателей, то ситуация во многом схожая. По мнению совладельца книжного магазина «Мосвидеофильм» Владимира Трайника, покупателей по сравнению с прежними временами меньше не стало, но их вкусовые предпочтения изменились. Люди стали больше читать легкие детективы, женские романы. Причем читающих женщин в принципе больше, чем мужчин (65% на 35%).

Если говорить об авторах, пишущих детективы, то по-прежнему популярны Устинова, Донцова, Маринина, Полякова, Вильмонт. Среди российской прозы ведущие позиции принадлежат Улицкой и Рубиной. На детских книгах кризис никак не сказался, они продолжают быть востребованными.

Но все же настоящим хитом продаж в последнее время стала эзотерика. Буквальный перевод слова «эзотерика» с греческого звучит как «внутренний» и используется для обозначения духовных, мистических, скрытых в сердцах людей процессах. Если человек понимает, что он не только тело, что его настоящая природа это бессмертие, свобода и бесконечный творческий процесс, если человек анализирует свою истинную суть и пытается жить в мире духовном, то его можно смело назвать эзотериком.

По словам Трайника, популярность эзотерики объясняется всеобщим подавленным состоянием, связанным с экономическими проблемами, отсюда и тяга к религиозному учению, которое помогло бы обрести душевное спокойствие. Большую часть своих поклонников эзотерика находит в лице молодежи. Покупая ту или иную книгу, молодые люди порой даже не смотрят на цену, а ориентируются на вкусовые приоритеты.

Все больше русскоязычной молодежи предпочитает родной язык английскому, а бумажный вариант книг электронному аналогу. Часто приходится слышать, что дни бумажных книг сочтены, традиционные печатные издания уходят в прошлое, и их место займут аудио- и электронные книги.

Уже давно многие продвинутые специалисты говорят о необходимости перевода всех печатных изданий в электронный вид. Плюсы такой трансформации очевидны: доступность, быстрота поиска и, наконец, возможность хранения сколь угодно долгое время.

Перевод книги в электронную версию это не упразднение книги, а просто перевод ее в другую форму существования. Приятно сознавать, что люди все еще читают. И если уж в этом бесконечном и довольно агрессивном мире интернета человек все-таки не захлебывается побочной информацией и целенаправленно выбирает для себя источник умственного удовольствия, то это уже неплохой показатель. Получается, что размещение книг в сети это своего рода просветительство.

В чем же преимущество электронных книг (их называют ридерами, е-ридерами и букридерами)? Многие печатные издания не доходят до всех уголков Земли и тогда спасением становятся электронные книги. К тому же они и стоят в несколько раз дешевле бумажных. А на многих сайтах за доступ к ним и вовсе не надо платить.

У букридеров есть и непримиримые критики, и в их точке зрения тоже есть рациональное зерно. Книга предполагает «многомерное» удовольствие, для разных органов чувств: на нее приятно смотреть, касаться, ощущать аромат старины, считает Елена Загородняя (РИА Новости). У книги есть история, жизнь во времени, память о прежних владельцах; ридеры всего этого лишены, поскольку чересчур функциональны и отсекают любые нетехнологичные опции. Однако, несмотря на эти недостатки, производители красивых, модных, технологичных и компактных электронных «читалок» торжествуют.

Аналитическая группа SmartMarketing сочла возможным говорить о «буме электронных книг» уже по итогам 2009 года: мол, ридеры стали покупать «люди, очень далекие от сектора гаджетов», обычные пользователи, формирующие «хребет массового рынка». Ясно, что мировой рынок ридеров будет стабильно расти.

Электронное книгоиздание сделало маленький реверанс перед бумажным: в электронных книгах можно будет оставлять заметки на полях. Жаль, что электроника не может изготовить хрупкие страницы, пахнущие стариной, и придать книге тот самый многообещающий объем, который сообщает ей другое измерение не 3D.

В американском библиотечном издании Library Journal напечатана статья Тома Питерса под названием The Future of Reading. В ней автор размышляет о том, как изменятся формы и содержание чтения в цифровую эпоху. Вот некоторые выдержки из этой статьи:

«Несмотря на существующий среди многих профессионалов скепсис в отношении перспектив чтения, автор считает, что в цифровую эпоху чтение не только не перестанет быть важным компонентом работы, учебы или досуга всех цивилизованных людей, но и достигнет неведомых ранее высот. Изменятся только форматы и содержание чтения.

Чтение в Сети становится избирательным: читатели ищут библиографические цитаты, кратким изложениям, таблицам, ссылкам. Если говорить о формате чтения, то популярными будут «слоеные» е-книги, в которых помимо текста будут включены музыка и видео, аудио-книги; видео-книги (vooks), где во время чтения можно будет видеть родственников и друзей и общаться с ними; дистрибутивное чтение в Сети, когда с разрешения авторов молодые читатели смогут вносить в текст свои изменения».

Книга все в большей степени перестает быть неприкосновенным совершенством и приобретает такие качества, как высокая транспортабельность и малый вес, а чтение становится совместимым с другими занятиями и приобретает характер интерактива.

Как передает портал GlobalScience, виртуальный рассказчик, разработанный в Нидерландах, позволяет читателю принять непосредственное участие в разворачивающихся книжных событиях. Изменение истории в соответствии с выбором читателя стало возможным благодаря новому интеллектуальному программному обеспечению, готовому к самым неожиданным поворотам сюжета. «Виртуальный рассказчик» это система, контролируемая компьютером, которая автоматически генерирует истории. Вскоре станет возможным принять одну из ролей книги и «погрузиться внутрь» истории, которая будет развиваться в соответствии с вашими действиями, как игрока.

Каким бы ни был носитель, электронным или бумажным, содержание книги все равно важнее. К выбору предмета для чтения необходимо подходить крайне ответственно. Учитывая постоянный дефицит времени, читать следует только полезную литературу, отметая книжную шелуху, заполонившую полки магазинов. Многие книги пишутся только лишь для пиара или раскрутки автора, поэтому выбирать книгу следует очень осторожно.

И несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, интерес к книгам сегодня не угасает, а если и падает, то не от обилия конкуренции с электронными носителями, а лишь из-за снижения общей культуры чтения, а также удорожания книг в целом.

Ольга ШУБИНА




Об автомобилях

Комментариев нет:

Отправить комментарий